1895
В январе, по приглашению городской Думы, в Екатеринослав прибыли представители Франко-Бельгийского акционерного общества для решения вопроса строительства трамвайного предприятия.
В мае были разработаны условия предшествующей сделки с центральной Парижской компанией железных дорог и трамваев.
В июне трамвайная комиссия и городская Управа в торжественной обстановке подписали соглашение о строительстве Екатеринославской городской электрической железной дороги.
1896
Весной начались интенсивные работы по строительству трамвайных линий на Екатерининском проспекте, Соборной площади, на пристани, на улицах Иорданской, Базарной, Провиантской, Александровской.
В то же время на Озерной площади велось строительство центральной электрической станции, машинного и котельного отделений, дымовой трубы, вагонного сарая, мастерских, резервуара для воды.
Сооружались также два дома. Один – для управления дорогой с квартирой для директора, второй – для собрания кондукторов с квартирами для высших служащих.
Бельгийские предприниматели скупают все акции Французского акционерного общества и создают свое общество “Бельгийский трамвай”.
1897
Екатеринослав после Киева и Нижнего Новгорода становится третьим городом Российской империи, где открыто движение электрического трамвая.
14 (27) июня шесть зеленых вагончиков фирмы ГАНС и К° начали движение по главной магистральной линии от железнодорожного вокзала по проспекту к Соборной площади с интервалом в 15 минут. Линия назывался “Вокзал – Соборная”.
Четыре вагончика курсировали от пароходной пристани к Большой Базарной. Линия имела название “Пристань – Базарная”. Еще четыре – на линии “Вокзал – Иорданская”.
С наплывом публики увеличили и выпуск вагонов. Из имеющихся двадцати шести трамваев на линию выпустили двадцать один. До конца года было перевезено два миллиона человек.
1898
Инженер Александр Григорьевич Коган, который осуществлял контроль за строительством, стал первым директором трамвая. Проработав на этой должности полгода, уволился.
Новый директор, мсье Комбье, принимает решительные меры относительно получения высоких прибылей. Повысились цены на проезд, уменьшилась зарплата вагоновожатых и кондукторов, увеличилась продолжительность рабочего дня, за нарушение должностной инструкции применяются штрафы.
1899
Бельгийские предприниматели быстро окупили свои затраты и начали получать высокую прибыль. Городская Управа получала лишь 2% от прибыли бельгийцев, что явно ее не устраивало.
Зная это, правление бельгийского общества выдает двадцати пяти власть имущим лицам города золотые жетоны на право бесплатного проезда на всех трех линиях.
Золотые жетоны с красной и голубой эмалью. На одной стороне – герб города Екатеринослава, на другой – имя собственника, вычеканенное на французском языке.
И это бельгийцам не помогло. Власть вынашивает свои планы.
1900
В четверг, 30 марта на линию вышло дополнительно 11 вагонов, которые поступили из-за границы. Как писала газета “Приднепровский край”, благодаря этому, обычной в трамвае толкотни и давки в этот день не замечалось.
Акционерное бельгийское общество продолжает получать чрезвычайно высокую прибыль от эксплуатации трамвая.
1901
Окрыленные успехами акционеры планируют открыть в городе новые трамвайные линии. Городская Дума запрещает им заниматься новым строительством.
1902
Вместе с местными и столичными специалистами началась разработка проекта второго, так называемого, городского трамвая.
1903
Проект строительства второго городского трамвая подготовлен. Началось его согласование в разных инстанциях.
1904
30 декабря проект сооружения второго городского трамвая утвержденный технико-строительным комитетом Министерства внутренних дел.
1905
21 января вагоновожатые и кондукторы бельгийского трамвая присоединились к бастующим рабочим трубопрокатного и арматурного заводов, железнодорожных мастерских, паровозного депо, их требования имели не только экономический, но и политический характер.
Ускоренными темпами велось строительство второго городского трамвая. На Пушкинском проспекте прокладывались трамвайные пути к Брянскому заводу, делали насыпь через Жандармскую (ныне Красноповстанческую) балку, прокладывали пути и по Базарной улице. Интенсивно велось строительство депо.
1906
30 мая из ворот нововыстроенного второго, так называемого городского трамвая, вышли первые вагоны. От бельгийских они отличались лишь тем, что были выкрашены в красный цвет.
Вагоны городского трамвая обслуживали две линии. Они начинались, как тогда говорили, возле Дома Ботэ (угол проспекта Карла Маркса и улицы Шмидта), поднимались по нынешней улице Шмидта к Пушкинскому проспекту. Оттуда одни вагоны поворачивали направо и ехали к Брянскому заводу (ныне завод им. Петровского). Эта линия называлась Брянской.
Другие вагоны поворачивали налево и ехали по Пушкинскому проспекту к Большой Базарной, а потом по Казанской (ныне ул. Карла Либкнехта) к, так называемому, выгону. Эта линия называлась Казанской.
1907
Согласно с одобренной и утвержденной Думой сметой на эксплуатацию 10 вагонов городского трамвая, заведующий движением, который бесплатно проживал в служебной квартире, получал в месяц 100 рублей. Мастер подвижного состава и воздушной сети – 90 рублей, счетовод – 80 рублей. Вагоновожатый получал за месяц 19 рублей 50 копеек, рабочие мастерские – 13 рублей 90 копеек, путейщики – 6 рублей.
Низкая заработная плата, тяжелые условия работы заставили трамвайщиков весной присоединиться к бастующим рабочим Екатеринослава.
Они требовали повышения заработной платы и сокращения рабочего дня.
Трамвайщики вошли в состав боевых дружин, которые не допускали жандармерию и местную администрацию в рабочие районы города.
1908
В феврале на Озерной площади состоялись общие сборы рабочих бельгийского и городского трамваев, на которых была избрана инициативная группа по созданию профсоюза рабочих электрического трамвая. Весной организация была создана.
Профсоюзы начали энергичную борьбу с предпринимателями за интересы рабочих и служащих, создали кассу для безработных.
Профсоюзы требовали улучшения условий работы, сокращение рабочего дня, организации двухсменной работы, повышения заработной платы.
1909
В городском трамвае – 30 моторных, 6 прицепных вагонов. Они курсируют по двух линиям, протяженность которых 16 верст и 117 сажень. За год прибыль составила 217252 рублей. Этому в значительной мере оказывало содействие и решение городской Думы, принятое еще в 1906 году, о лишении льгот на проезд в трамвае.
Открыта новая линия от городской Управы к Брянскому заводу.
За год городским трамваем сделано 1421512 вагоно-верст. Прибыль на вагон в день составляла 35 рублей 50 копеек, на версту – 22 копейки.
1910
Для обслуживания посетителей Южно-Русской областной сельскохозяйственной промышленной и кустарной выставки частные предприниматели инженер Вышмак и братья Левины построили развлекательную узкоколейную кольцевую железную дорогу в городском саде (парк им. Глобы).
Длина линии составляла почти полтора километра. На ней курсировал поезд из четырех открытых трамвайных вагонов вместительностью по 16 человек каждый.
Поезд развивал скорость до 15 верст в час.
С 9 июля по 10 октября перевезено 33 тысячи пассажиров, стоимость проезда – 10 копеек.
Городской трамвай получил 324780 рублей прибыли. Затраты составили 204 тысячи рублей. Трамвай Бельгийского общества получил 19387 рублей прибыли.
Прибыль города за год составила 2029257 рублей, затраты – 2029151 рублей.
1911
Прибыль от эксплуатации трамвая составляла 419076 рублей 43 копейки. Затраты – 216727 рублей 14 копеек. Кроме бельгийского и городского трамваев перевозкой пассажиров занимались еще 570 конных извозчиков.
1912
Бельгийский подданный М.А. Адап и присяжный поверенный Е. И. Гальперин возбудили ходатайство перед губернской Управой и Новомосковским уездным Земством о проведении из Екатеринослава через Нижнеднепровск в Новомосковск электрического трамвая.
Губернское земское собрание приняло постановление:
1. Признать проведение электрического трамвая из Екатеринослава через Нижнеднепровск в Новомосковск таким, что отвечает потребностям населения Новомосковского уезда.
2. Высказать пожелание, чтобы линия электрического трамвая доходила до Новомосковска.
1913
Директор бельгийского трамвая мсье Комбье разработал проект прокладки трамвайных путей через двухъярусный железнодорожный мост.
1914
Прибыль от эксплуатации городского трамвая составила 566562 рублей 57 копеек. Затраты – 320440 рублей 87 копеек.
1915
Прибыль от эксплуатации городского трамвая составила 636583 рублей 89 копеек. Затраты – 347185 рублей 22 копеек.
1916
Городская Дума на своем чрезвычайном собрании 15 июля, заслушав доклад городской Управы “О проведении трамвайных линий через мост Мерефо-Херсонской железной дороги”, постановила:
Одобрить доклад, в котором сделано предложение: “Просить губернское Земство принять меры к защите исключительных прав города на проведение и эксплуатацию трамвайной линии через мост на Днепре по Мерефо-Херсонской линии”.
1917
Как в бельгийском трамвае, так и в трамвае городской Управы назрели острые противоречия между рабочими и руководством. Люди недовольны условиями работы, низким уровнем заработной платы, руководство – работой вагоновожатых, ремонтников. Взаимные обвинения, угрозы отрицательно сказывались на работе трамваев. Оба парка почти не работали. Ощущая приближение революции, бельгийцы оставили город. В трамвайных парках господствовало безвластие.
1918
Технический отдел городской Управы занимается вопросами приведения в надлежащий порядок вагонов трамвая. Безрадостную картину представляет подвижной состав бельгийского трамвая, который за время войны настолько износился, что им невозможно пользоваться. Приведение в порядок усложняется из-за отсутствия технических средств для ремонта вагонов. Не лучшие дела и в городском трамвае. Кроме ремонта вагонов он находится в большой зависимости от центральной электрической станции, котлы которой требуют немедленного ремонта.
1919
Началась интервенция. Екатеринослав переходил из рук у руки. На протяжении всего года трамвай в городе не работал.
На улицах стояли разбитые сименсовские и гансовские вагоны.
Непривлекательная картина была и в обоих трамвайных парках.
1920
В мастерских обоих трамвайных парков разбиты окна, сняты ворота, пробиты крыши, гуляют сквозняки.
Во дворе депо и по городу лежат перевернутые вагоны. Заржавели трамвайные пути, снят контактный провод.
В конце года было открыто движение вагонов из Бельгийского парка к Иорданской (ныне ул. Коцюбинского). Из городского парка трамваи курсировали к городской Управе (ныне театральное училище).
За два месяца перевезено 1 миллион 875 тысяч пассажиров.
1921
Трамвайщики взялись за восстановление своего хозяйства. При ремонте подвижного состава, путей, контактной сети тон задавали кадровые производственники, мастера своего дела. Они были настоящие энтузиасты. В них было невыносимое желание как можно скорее наладить в городе трамвайное движение.
С трудностями, как это говорят, встречались на каждом шагу. Не хватало материалов, запасных частей, инструмента. Было лишь стремление ввести в действие все имеющиеся линии. Этого ждали от них и екатеринославцы. За год перевезено 3 миллиона 554 тысячи пассажиров.
1922
Ударными темпами идет восстановление трамвайного хозяйства. Вагоны курсируют на всех линиях. Продолжается восстановление промышленных предприятий города. Курсируют не только пассажирские, но и грузовые вагоны. В них на заводы и фабрики везут оснащение, строительные материалы.
Но главная задача у трамвайщиков – это перевозка пассажиров. Транспорт должен был успевать за развитием промышленности и всего городского хозяйства. В текущем году значительно выросло и количество пассажироперевозок. Оно равняется 5 миллионам 297 тысячам человек. Трамвайные депо объединили в трамвайный трест.
1923
Вдохновенно трудятся трамвайщики. Они стремятся как можно скорее отремонтировать весь имеющийся подвижной состав, побольше выпускать на линию вагонов, в услугах которых так нуждались екатеринославцы. В обоих трамвайных парках насчитывается уже 97 моторных вагонов, столько, сколько было до войны.
Промышленность города только восстанавливалась. Пополнять трамвайные парки новым подвижным составом она пока что не могла. Да и имеющиеся исправные вагоны использовались далеко не рационально.
На линии часто возникали задержки из-за неисправности путей, контактной сети, выходил из строя подвижной состав. За год было перевезено 9 миллионов 692 тысячи пассажиров.
1924
Построена и введена в действие первая за семь лет Советской власти трамвайная линия. Она соединила рабочую окраину, так называемую Фабрику, с центром города. Отныне рабочие имеют возможность ездить к заводу им. Петровского трамваем (маршрут №3).
Упорно ремонтируется старый, изношенный подвижной состав. На балансе – 97 моторных и 45 прицепных вагонов. За год ними перевезено 9727843 пассажиров. Прибыль составила 751252 рублей, затраты – 726994 рублей. Трамвайные линии назвали маршрутами.
1925
Протяженность трамвайных путей составляла 42,4 километра, из которых в технико-исправном состоянии находилось 32,4 километра.
Из 142 вагонов на линию выходило лишь 63.
Второй маршрут был продлен к заводу им. Петровского. Открыто трамвайное сообщение между Фабрикой и Лагерной улицей. Начато движение вагонов на новом маршруте: Исполкомовская – Лагерная. Прибыль составляла 1275116 рублей, затраты – 1 071 015 рублей.
1926
Парк подвижного состава не пополняется, а наоборот – уменьшается. На учете 121 вагон. Пригодных к эксплуатации на линии лишь 75 трамваев. Перевезено почти 18 миллионов пассажиров. Продолжительность работы вагонов в сутки составляла 20 часов.
Горсовет приобрел пять автобусов и передал их трамвайному тресту. Автобусы курсировали через железнодорожный мост.
Линия второго маршрута продлена к коксохимическому заводу. Разобрано 1,2 километра пути от коммунхоза до улицы Базарной.
1927
В дореволюционные времена Кайдаки были рабочей окраиной. Каждое утро оттуда по бездорожью тянулись к заводам тысячи трудящихся.
Как только были залечены раны войны, в Кайдаки проложили трамвайную линию, длина которой составляла 7,5 километров. Теперь рабочий поселок был связан с центром города.
Общая протяженность трамвайных путей равнялась 59,4 километра. Во втором трамвайном депо создана первая на Украине ударная комсомольская бригада капитального ремонта вагонов. Бригаду возглавил Иван Сорокин.
1928
Развитию городского пассажирского транспорта с каждым годом уделяется все больше внимания. Вот и в этом году снова получена новая партия трамвайных вагонов. Теперь их насчитывается уже 161 единица. За год ними было перевезено 37 миллионов 296 тысяч пассажиров. Сеть трамвайных линий, как и раньше, расширяется.
В текущем году проложены пути к кирпичному заводу. После Великой Отечественной войны эта линия была снята.
1929
С каждым годом улучшается эксплуатация подвижного состава, увеличивается количество пассажироперевозок.
Перевезено 47 миллионов 613 тысяч человек. Ремонтники и эксплуатационщики прикладывают много усилий для того, чтобы повысить коэффициент использования подвижного состава. Несмотря на недостаток запасных частей, трамвайщики добились 91% выпуска вагонов от всего имеющегося количества подвижного состава. Продолжается строительство новых трамвайных линий.
1930
Протяженность трамвайных линий составляет уже 62,6 километра. Город растет, расширяется. Потребность в транспортном сообщении имеют как отдельные окраины, так и районы, располагающиеся в центре.
В настоящем году построен и стал в строй соединительный участок от улицы Короленко к петле улицы Базарной.
За год перевезено трамваями 61 миллион 577 тысяч пассажиров. Приобретено 5 вагонов Мытищинского завода.
1931
Растет, строится Днепропетровск. Где еще до недавнего времени были одноэтажные строения рабочих окраин, сейчас поднимаются многоэтажные жилые дома, корпуса заводов и фабрик.
Расширяется и трамвайное хозяйство. На предприятии работает около двух тысяч производственников. Каждый день должно было выходить 124 вагона, тем не менее план выпуска подвижного состава на линию выполнялся лишь на 89,5%, давал о себе знать старый, изношенный подвижной состав, который эксплуатировался более 30 лет. Поступило 7 моторных вагонов Мытищинского завода и 15 прицепных – Киевского завода. Всего было заказано на трамвайных заводах 57 вагонов.
1932
Построена первая в Днепропетровске ширококолейная линия протяженностью 6 километров. Она соединила железнодорожный вокзал с поселком им. Фрунзе (маршрут №8). Ее торжественно открыто 6 ноября.
В связи с тем, что заводы прекратили выпуск узкоколейных трамвайных вагонов, горсовет принял решение о перешивке узкоколейных линий на ширококолейные. Приобретено 33 моторных и 20 прицепных ширококолейных вагонов, а также 12 тяжеловесных вагонов для перевозки грузов. Закончено строительство нового сарая на 40 вагономест для ширококолейных вагонов.
1933
Интенсивно ведутся работы по перешиванию узкоколейных трамвайных путей на ширококолейные. Рядом с двумя рельсами узкой колеи укладывали третий рельс так, чтобы по ним смогли ходить трамваи как узкоколейные, так и ширококолейные.
Движение на перешитой трамвайной линии маршрута №2 открыто в октябре.
Поступили 35 новых ширококолейных вагонов с Мытищинского завода. На маршруте №2 курсировали 27 вагонов, остальные – на маршруте №8. Списаны старые бельгийские вагоны.
Невероятно тяжелым был этот год. Искусственный голодомор принудил многих оставить работу и идти в села. Но и там не было спасения. Люди умирали от голода в городах и селах, на улицах и в квартирах, в трамваях и под заборами.
1934
Начата перешивка узкоколейной линии на ширококолейную на маршруте №1 от вокзала до Лагерного рынка; на маршруте №4 – от вокзала до улицы Карла Либкнехта. Проложены трамвайные рельсы до завода им. Ленина (маршрут №2), до транспортного института (маршрут №7). На маршруты выпускали 144 вагона. За год перевезено 27 миллионов 905 тысяч пассажиров.
18 марта трамвайщики организованно вышли и успешно провели субботник по ремонту трамвайных путей.
Комсомольцы вагоноремонтных мастерских в честь Первомая отремонтировали моторный и прицепной вагоны.
1935
Энтузиазм и трудовое напряжение властвует в коллективе. Началось стахановское движение. После рабочего дня трамвайщики спешат на строительство новой, очень важной для днепропетровцев линии, которая свяжет центр города с Амур-Нижнеднепровском. Первая очередь, протяженностью 3 километра, построена и сдана в эксплуатацию.
Открыто трамвайное движение через железнодорожный мост.
Благодаря стараниям эксплуатационщиков и ремонтников скорость вагонов увеличилась до 13,8 километров в час. Парк подвижного состава возрос уже до 196 вагонов. За год ними был перевезен 91 миллион пассажиров.
1936
Продолжается строительство второй очереди линии в Амур-Нижнеднепровском районе. Около семи километров ее было введено в эксплуатацию в 1936 году.
15 января 1936 года первому трамвайному депо присвоено имя С.М. Кирова. Трамвайщики активно включились в стахановское движение. Если в конце 1935 года, например, среди молодежи было 10 стахановцев, то в начале 1936 года – 35 человек, из них половина – комсомольцы. Первой стахановкой в трамвае была кондуктор Гончарова из депо №2. Среди ремонтников первым стахановцем стал комсомолец Нилов, слесарь депо №2. Комсомолец Ставицкий, работая токарем, выполнял производственные задачи на 300%.
На городском слете молодых стахановцев коммунальных предприятий ему вручен патефон.
В депо насчитывается 208 вагонов. Скорость выросла до 15,3 километров в час. За год перевезено 119 миллионов 938 тысяч пассажиров.
Стала в строй 3-я тяговая подстанция.
1937
Построены и введены в эксплуатацию 12 километров трамвайных путей.
На станцию Узел, на завод им. Артема, которые размещались далеко за городом, пролегли стальные рельсы трамвая.
Маршрут №8 продлен к поселку им. Крупской, а маршрут №2 – к ДЗМО.
На предприятии работало 2573 человека. За год перевезено 140 миллионов пассажиров.
В первое депо завезли бюст Сталина для установки на постамент. При открытии ящика, в котором был бюст, оказалось, что Иосиф Виссарионович – слепой.
Торжественности по случаю открытия памятника вождю срочно отложены.
Трамвайные парки наводнили работники наркома внутренних дел. Началось следствие, допросы, репрессии. Подозревали наиболее способных руководителей, инженерно-технических работников, служащих, их забирали, как правило, дома, ночью.
А утром, на работе, уже плыли слухи, что Силенко – националист, а Трейгер – немецкий шпион.
В трамвайных парках работает радиоузел.
1938
В апреле репрессированы 36-летний директор трамвайного треста Дмитрий Феофанович Герасименко и 35-летний начальник механического цеха Георгий Иванович Климкович.
Они безосновательно обвинялись якобы в проведении активной контрреволюционной, диверсионно-повстанческой деятельности и были осуждены к расстрелу.
Постановление выполнено 23 июля в Днепропетровске. Место погребения не установлено.
Начальником трамвайного треста назначили Михаила Александровича Соломенного. Фамилии Д.Ф. Герасименко, Г.И. Климковича боялись вспоминать на работе и дома.
Лишь в 1959 году пересмотрят Постановление наркома внутренних дел от 25 апреля 1938 года в отношении Д.Ф. Герасименко и Г.И. Климковича, отменят его, и дело прекратят по недоказательности обвинений, их, как и сотни тысяч других, реабилитируют посмертно.
1939
29 марта трамвайщикам вручен переходной Красный Флаг наркома коммунального хозяйства Украины.
Электротранспортники не только успешно трудятся на производстве, а и активно участвуют в общественной жизни предприятия, района, города. Слесаря-стахановца Зобенко избрано депутатом горсовета, кондуктора-стахановку Кравцову – членом Союза работников электротранспорта СССР.
В этом году трамвайщикам начали вручать трудовые книжки. Первыми их получили кадровые производственники: Адамкевич, Лавриненко, Бухтияров, Иванченко, Бондаровский, Тригубенко, Курочкина, Фомин, Александрова.
С хорошими показателями закончен трудовой год. Пробег вагонов составлял примерно 18 миллионов километров, перевезено 163 миллиона пассажиров. Протяженность линий составляла 95,7 километра. На линии выезжало каждый день 182 вагона, эксплуатационная скорость – 15,4 километра в час.
1940
За год перевезено 172 миллионов человек. По объему перевозок и количеству вагонов днепропетровский трамвай занимал четвертое место на Украине после киевского, одесского и харьковского трамваев.
На конец года в городе действовало 12 трамвайных маршрутов:
1. Вокзал – проспект К.Маркса – Октябрьская площадь – Лагерный рынок – курсировало 15 поездов;
2. Заводы – Чечеловка – Пушкинский проспект, горсовет – 11 поездов;
3. Диевка – Кайдаки – Провиантская – проспект К.Маркса – Центральная площадь – 17 поездов;
4. Вокзал – ул. К.Либкнехта – 10 вагонов;
5. Заводы – Пушкинский проспект – ул. Базарная – Лагерный рынок – парк им. Шевченко – 5 поездов;
6. Вокзал – железнодорожный мост – станция Нижнеднепровск – 7 поездов;
7. Вокзал – проспект К.Маркса, ул. Артема, ул. Чернышевского – транспортный институт – 9 поездов;
8. Вокзал – Крупской – 8 поездов;
9. Вокзал – железнодорожный мост – завод им. Артема – 3 поезда;
10. Заводы – Пушкинский проспект – ул. Чернышевского – транспортный институт – 6 поездов;
11. Пушкинский проспект – ул. Рабочая – разъезд Фабричный – 4 поезда;
12. Вокзал – проспект К.Маркса – Центральная площадь – 2 поезда.
1941
В воскресенье, 22 июня, когда еще отдыхал город, из ворот трамвайных парков, словно тормоша рассветную тишину, выезжал на сонные улицы звонкий трамвай. Где-то далеко на границе взорвались первые фашистские бомбы, черная стая вражеских самолетов сбрасывала смертоносный груз на города и села Украины.
Началась Великая Отечественная война. Водители, ремонтники пошли на фронт. Газета “За образцовый трамвай” писала: “Со всех концов страны приходят вести о неслыханном патриотизме советского народа. Десятки, сотни тысяч сынов и дочерей Родины в своих письмах в военкоматы просят принять их в ряды бойцов, ведущих самую справедливую войну, которую только знало человечество. Наш коллектив трамвайщиков может также гордиться тем, что в его рядах немало пламенных советских патриотов, для которых защита Отчизны – дороже собственной жизни”.
Молодая работница вагоносборочного цеха Телатникова, диспетчер Иванилов, слесарь Зубовник, кондукторы Кириченко, Шило, Стеценко, Серьга и многие другие подали заявления в военкомат с просьбой немедленно отправить их на фронт как бойцов и медсестер.
20 августа прекратилось трамвайное движение. Через пять дней в город ворвались немцы.
1942
Полностью демонтированы трамвайные рельсы и контактный провод на маршруте №11, частично – на маршрутах №6, 9. Благодаря этому починены рельсы и электросеть и открыто движение на маршрутах №1, 4, 7, 8.
Директором трамвайного треста был Эдуард Константинович Релих. Хорошо владея немецким языком, ему удалось добиться от оккупационного командования разрешения на отсрочку на вывоз в Германию трамвайщиков. Это обстоятельство несколько облегчило его дальнейшую судьбу.
Трамвайщиков, которые отказывались работать или выполняли свою работу нестарательно, немцы вывозили к железнодорожному мосту и там расстреливали. Фамилии погибших и место их погребения не установлены.
1943
Весной открыто движение на маршрутах №3, 5. Трамвай работал с 5 часов утра до 10 часов вечера.
Во время боев за Днепропетровск было полностью разрушено свыше 20 километров трамвайных путей, демонтировано 72 километра контактной сети, уничтожено 9 моторных и 10 прицепных вагонов.
На момент освобождения города 25 октября осталось полуразрушенных 37 моторных и 38 прицепных мытищинских вагонов, 36 моторных и 27 прицепных николаевских вагонов, 12 моторных и 22 прицепных киевских вагона, 7 моторных и 6 прицепных усть-катавских вагонов.
Согласно приказу №1 от 1 ноября 1943 года на предприятии объявлена строгая военная дисциплина.
За две недели трамвайщики в невероятно сложных условиях восстановили 12 километров контактного провода, привели в действие две тяговых подстанции, организовали выпуск вагонов на маршруте №1, которые до этого лежали перевернутые в депо и на линии.
В приказе №6 сказано: “Начать нормальную эксплуатацию первого маршрута, открыв движение вагонов с 12 ноября 1943 года”.
На протяжении ноября – декабря велись восстановительные работы на маршрутах №2, 4, 7, 8, 10. Отремонтированы 19 моторных и 22 прицепных вагона.
Директором трамвая назначен подполковник тяги Степан Степанович Герасименко.
1944
1 марта открыт маршрут №2 – “Заводы – Пушкинский проспект – горсовет”; 21 мая – маршрут №4 – “Диспетчерская (угол проспекта К. Маркса и ул. Шмидта) – ул. К. Либкнехта”.
14 октября в Амур-Нижнеднепровске восстановлено движение маршрута №6 – от железнодорожного моста к райсовету АНД. Курсировало два поезда, которые уцелели и остались на левом берегу еще до подрыва моста. Из-за большой изношенности подвижного состава, пути, контактной сети, а также отсутствия тяговой подстанции, движение на этом участке приостановлено в конце 1945 года. Отремонтировано 40 моторных и 28 прицепных вагонов, 60 километров трамвайных путей и столько же контактной сети. Из-за отсутствия медного провода использовали железный. Починили 3 тяговые подстанции, общей мощностью 5600 кВт. Из трамвайного депо №2 выходили вагоны на 1, 2, 4 маршруты.
Депо №1 пока что лежало в руинах. Во время оккупации там ремонтировали немецкие танки. Освобождая Днепропетровск, Советская Армия нанесла этому объекту разрушительные удары, уничтожив его почти до основания.
Городская власть принимает решение о предоставлении конкретной помощи трамвайному тресту. Промышленным предприятиям дано задание по изготовлению рессор, тормозных колодок и других запасных частей, а также выделение материалов и механизмов. Несмотря на трудности, которые возникали на каждом шаге, делали все, чтобы как можно скорее открыть движение на городских маршрутах.
Директором треста снова назначен подполковник тяги Михаил Александрович Соломенный.
1945
Год долгожданной победы над врагом.
С энтузиазмом трудятся электротранспортники на восстановлении своего предприятия. Ремонтируют подвижной состав, путевое хозяйство, контактную сеть, возводят из руин депо.
Им помогают трудящиеся завода им. Бабушкина, вагоноремонтного завода им. Кирова и других.
В июле восстановлено движение вагонов на узкоколейном маршруте №7. Из 185 вагонов отремонтированы 88.
1946
Тяжелыми были первые послевоенные годы. Город поднимался из руин. Все силы были брошены на то, чтобы скорее отстроить заводы, фабрики, соорудить жилье, магазины, больницы, школы.
У каждого коллектива была своя большая, ответственная задача.
Трамвайщикам надо было восстановить поврежденные пути и контактную сеть, ремонтировать подвижной состав и восстанавливать разрушенные депо, заботиться о бытовых условиях, обучать кадры. Работает лишь второе трамвайное депо. Поезда второго и седьмого маршрутов ходят по узкой колее. На линию выходит лишь 50 вагонов. За год ними перевезен около 40 миллионов пассажиров.
Директором трамвая назначен полковник тяги Федор Иванович Кузьмин.
1947
Коллектив работает в невероятно тяжелых условиях – нет запчастей, инструмента, холод в помещениях, нехватка квалифицированных рабочих. И вдобавок – неурожай. Голодно, тяжело, но в каждой бригаде есть невыносимое желание – как можно скорее преодолеть трудности.
На проспекте Карла Маркса ведутся работы по сооружению первой в городе троллейбусной линии. Ставят опоры, натягивают контактный провод от хлебозавода до улицы Баррикадной.
На территории первого трамвайного депо выделили помещения для ремонта и осмотра троллейбусов.
В Харьков направлена группа рабочих для овладения профессиями, связанными с ремонтом и эксплуатацией троллейбусов. При управлении днепропетровского трамвая создана троллейбусная служба.
7 ноября, после праздничной демонстрации, в Днепропетровске запущен первый троллейбус. Четыре машины курсировало от хлебозавода к ул. Баррикадной.
Директором трамвая назначен полковник тяги Василий Васильевич Олейник.
1948
В этом году построена новая троллейбусная линия от горисполкома к парку им. Т. Шевченко. Теперь троллейбусы курсируют от вокзала к парку – это второй троллейбусный маршрут. Поступили первые восемь машин отечественного производства МТБ-82. Пополняется подвижным составом и трамвайный парк. Из депо выходит на линию 72 вагона. За год ними перевезено 56 миллионов пассажиров.
Продолжаются работы по восстановлению первого трамвайного депо. Упорядочивается, как говорят, становится на ноги служба электрохозяйства. Три подстанции, работа которых возобновлена, маломощные. С открытием троллейбусного движения, увеличением количества на линии трамвайных вагонов возникает необходимость в увеличении мощности действующих подстанций, строительстве новых.
1949
Стало в строй первое трамвайное депо. Восстановлено движение на шестом и девятом маршрутах. На железнодорожных платформах на левый берег Днепра отправлено два гансовских и три мытищинских трамвайных поезда.
Поскольку трамвайного движения через железнодорожный мост пока что не было, то трамваи ремонтировали и осматривали в АНД районе. Возле клуба завода им. Коминтерна была смотровая канава и небольшая мастерская.
Построена новая троллейбусная линия. Она пролегла от ул. Центральной к исполкому АНД района через Днепр по деревянному мосту.
С 1 сентября Управление трамвая переименовано в Днепропетровское трамвайно-троллейбусное управление.
1950
Из первого трамвайного депо выходят вагоны на первый, третий, четвертый, шестой, девятый маршруты.
Из второго трамвайного депо выходят вагоны на второй, седьмой, восьмой, десятый маршруты.
Ежедневно на маршруты выходило до 115 вагонов.
Горисполкомом, руководством трамвайно-троллейбусного управления уделялось большое внимание улучшению условий работы и отдыха электротранспортников. Решается вопрос строительства общежитий, столовой, выделения земли под индивидуальное жилищное строительство.
1951
Во все времена в днепропетровском трамвае трудились люди, на которых, так сказать, держалось предприятие. Водители трамвая Квиташ, Шмелев, кондукторы Кравцова, Поводырь, слесари Головин, Педашенко, токарь Кафтан, монтер контактной сети Шендрик, водители троллейбуса Визер, Коваленко, Тищенко были образцом для всего коллектива.
Благодаря усилиям и настойчивости передовиков производства удалось годовой план пассажироперевозок по трамваю выполнить на 104%, по троллейбусу – на 107%.
При подведении итогов социалистического соревнования трамвайно-троллейбусных предприятий Украины коллективу присуждено второе место и денежная премия в сумме 56 тысяч рублей.
1952
Подвижной состав пополнился 25 трамвайными вагонами, 3 троллейбусами, 2 автомобилями. Повышена мощность первой тяговой подстанции. Продолжались восстановительные работы на четвертой тяговой подстанции. Улучшались бытовые и производственные условия. Во втором депо заасфальтирован пол профилактория. Помещение касс переоборудовали под общежитие. Открыто столовую в первом депо.
В том году активно велась работа по восстановлению девятого трамвайного маршрута и продлению второго маршрута к лакокрасочному заводу. Предприятие приобрело сварочную машину и токарный станок.
За год трамваем было перевезено 103 миллиона 287 тысяч пассажиров, троллейбусом – 11 миллионов 779 тысяч.
1953
Запланированный на этот год объем работ по восстановлению девятого маршрута и удлинению второго маршрута был полностью выполнен.
Встала в строй действующих пятая тяговая подстанция. Смонтирован телефонный коммутатор управления.
Шесть новых трамваев и восемь троллейбусов появилось на улицах нашего города. Коллективу управления передано помещение и территория для детского оздоровительного лагеря.
1954
Расширяется, крепнет предприятие городского электротранспорта.
Парк подвижного состава насчитывает уже 239 трамвайных вагонов и 37 троллейбусов.
Продолжаются работы по восстановлению девятого трамвайного маршрута. На его восстановление горсовет выделил 150 тысяч рублей.
По Новомосковскому шоссе (проспект им. газеты “Правда”) ведется строительство троллейбусной линии.
В конце года девять вагонов пополнили трамвайный парк и три машины – троллейбусный.
За год городским электротранспортом было перевезено свыше 140 миллионов пассажиров.
1955
Каждый день на улицы и проспекты города выходят 205 трамваев и 26 троллейбусов. На протяжении суток они перевозят 413 тысяч днепропетровцев. Протяженность трамвайных линий составляет 113 километров, троллейбусных – 18 километров.
На трамвайных маршрутах курсируют мытищинские, киевские, николаевские, рижские, усть-катавские вагоны.
Продолжаются работы по восстановлению девятого трамвайного и строительству третьего троллейбусного маршрутов. Открыто трамвайное движение через железнодорожный мост.
1956
В парки поступило новое пополнение – 13 трамвайных вагонов и 4 троллейбуса. Инвентарное количество подвижного состава составляет уже 255 вагонов и 42 машины. Эксплуатационная скорость трамваев и троллейбусов составляет свыше 14 км/ч. Открыт троллейбусный маршрут № 3 через железнодорожный мост к заводу им. К. Либкнехта.
За год работниками службы движения было перевезено 160 миллионов пассажиров.
Ремонтники заняты своими повседневными делами. Они чинят вагоны и машины, обслуживают путевое хозяйство, контактную сеть.
1957
Новая троллейбусная линия связала наибольший рабочий район – Ленинский с парком культуры им. Т. Шевченко. Длина этой линии – 16 километров. Троллейбусное депо пополнилось 8 машинами. Они появились на втором маршруте: вокзал – парк им. Т. Шевченко. После реконструкции восстановилось движение трамваев шестого маршрута: АНД район – площадь Д. Бедного.
Сдана в эксплуатацию трамвайная линия, которая проходит от ДЗМО к лакокрасочному заводу, длиной свыше 4 километров.
Выдающимся событием в жизни коллектива был выход 2 августа первого номера многотиражной газеты “Электротранспортник”. Сдана в эксплуатацию новая троллейбусная линия по Новомосковскому шоссе к поселку Новое Клочко.
Начальником трамвайно-троллейбусного управления назначен Франц Антонович Граужинис.
1958
Трудящиеся Днепропетровска получили хороший подарок: строители треста №17 сдали в эксплуатацию новый трамвайный маршрут №12. Длина новой линии свыше 16 километров.
Встала в строй действующих шестая тяговая подстанция.
Парк подвижного состава пополнился 21 трамваем и 7 троллейбусами.
Хорошо трудился в этом году коллектив ВРЗ. Годовой план выпуска валовой и товарной продукции выполнен 29 ноября. До конца года завод выдал сверх плана продукции на сумму 550 тысяч рублей. На ВРЗ было изготовлено 9 прицепных трамвайных вагонов.
В конце года в хозяйстве насчитывалось 299 трамвайных вагонов и 60 троллейбусных машин. Ними было перевезено 186 миллионов пассажиров.
1959
Группа электротранспортников справила новоселье в поселке Новое Клочко. На территории трамвайного депо №1 построена новая столовая на 80 мест. Накануне октябрьских праздников открыт новый троллейбусный маршрут №5, который пролегал от ул. Серова к ул. Парковой (сейчас ул. Титова).
За год на предприятии было построено 6 трамвайных вагонов. Еще 22 новых заводских вагона и 8 троллейбусов появились на маршрутах городского электротранспорта. За год было перевезено 196 миллионов пассажиров.
1960
Большое внимание отводится дальнейшему развитию городского электротранспорта. Так, лишь в этом году введен в эксплуатацию шестой и седьмой троллейбусные маршруты.
Открыто также три трамвайных маршрута: 5, 15, 16.
Трамвайный парк увеличился на 29 вагонов, троллейбусный – на 5 машин, из них 3 МТБ-82 и 2 новой модели ЗИУ-5. За год было перевезено 206 миллионов пассажиров.
Приняты решения о переведении горэлектротранспорта на работу без кондуктора. По первому троллейбусному маршруту курсировал троллейбус № 39, с которого началось бескондукторное обслуживание горожан, водителем был Василий Руденко.
Каждый день на линию выходило 338 трамвайных вагонов и 72 троллейбуса.
1961
Стало в строй троллейбусное депо (ныне это депо №1) в поселке Новое Клочко на 100 машин – до этого троллейбусы “базировались” на территории трамвайного депо №1. Введены в эксплуатацию новые троллейбусные маршруты: кольцо А и кольцо Б общей протяжностью 32,7 километра.
В новом троллейбусном депо построена тяговая подстанция.
Введен новый трамвайный маршрут №6а. Он пролегает от райсовета АНД к площади Островского.
Во втором трамвайном депо построенные дополнительные тупики для 30 вагонов.
В троллейбусное депо поступило 10 новых машин. В том числе 6 чехословацких троллейбусов Шкода-8Тр и 4 ЗИУ-5.
В трамвайные парки поступило 22 вагона из ГДР, один чехословацкий Татра-Т2, 4 вагона РВЗ (МТВ-82), 3 вагона производства КЗЭТ, 6 производства УКВЗ (1 поезд КТМ-1 + КТП-1 и 2 поезда КТМ-2 + КТП-2), а также 6 прицепных собственного производства.
Сдано в эксплуатацию общежитие по ул. Холодильной.
1962
Получено 20 трамвайных вагонов из ГДР, 3 вагона производства КЗЭТ и 15 троллейбусов, из них 10 ЗИУ-5 и 5 Шкода-9Тр. Стали в строй действующих седьмая и восьмая тяговые подстанции.
Электротранспортники включились во всенародное соревнование за успешное выполнение Программы коммунистического строительства, принятой ХХП съездом КПСС.
Высокие социалистические обязательства, которые взял на себя в текущем году коллектив управления, были успешно выполнены.
1963
Большие и ответственные задачи поставлены перед электротранспортниками. За год они должны перевезти 240 миллионов пассажиров. Ежедневный среднесуточный выпуск подвижного состава трамвая довести до 346 вагонов, а троллейбуса – до 71 машины.
Трамвайный парк пополнился 28 вагонами (14 КТМ-2 + 14 КТП-2), троллейбусный – 32 новыми машинами ЗИУ-5 и Киев-2. Все 11 троллейбусов 8Тр и 9Тр были отправлены в Симферополь.
Энергетическое хозяйство уже имеет в своем распоряжении 10 тяговых подстанций, их общая мощность составляет 28,2 тысячи кВт. Протяжность трамвайных маршрутов составляет 142,6 километра, троллейбусных – 72,6 километра. Открыт троллейбусный маршрут №5.
1964
Начались работы по сооружению третьего трамвайного депо.
Пополняется парк подвижного состава. Поступило 30 трамвайных вагонов КТМ-2 + КТП-2 и 24 троллейбусные машины ЗИУ-5 и Киев-2.
На балансе предприятия – 430 трамвайных вагонов и 130 троллейбусных машин.
Сдано в эксплуатацию общежитие на Запорожском шоссе.
1965
Трамвайные и троллейбусные депо переведенны на самостоятельный баланс со своими расчетными счетами. Реорганизована служба движения.
Водители и кондукторы переданы в депо. К функциям службы движения входит контроль над регулярностью движения. Структурные изменения дали возможность улучшить техническое состояние подвижного состава, эксплуатацию его на линии.
На маршрутах и в цехах ремонта подвижного состава, на подстанциях энергослужбы образцами коммунистического отношения к работе были передовики производства – водители П. Бурова, Г. Проказа, В. Кузнецов; слесари И. Педашенко, Д. Попов; электромонтеры И. Рыбчук, О. Шендрик и сотни других работников. На предприятии растет количество ударников коммунистической работы.
За год получено 48 трамваев и 35 троллейбусов.
1966
За год надо перевезти свыше 250 миллионов пассажиров. Среднесуточный выпуск вагонов на линию довести до 356 единиц.
Электротранспортники прилагали все усилия, лишь бы справиться с этими задачами. За достигнутые успехи в развитии городского электротранспорта и улучшении обслуживания населения Президиум Верховного Совета СССР указом от 20 декабря 1966 года наградил орденами и медалями группу электротранспортников.
Среди награжденных: водители трамвая П.М. Бурова, Р.И. Чухно, слесарь И.И. Рунда, литейщик В.П. Портной, кондуктор О.И. Зимовченко, главный инженер управления Ф.А. Граужинис, дежурная подстанции Р.Г. Спицина, начальник трамвайного депо №2 О.Д. Голубь.
Получено 34 трамвайных вагона и 22 троллейбуса.
1967
Трамвайно-троллейбусное хозяйство из года в год развивается, оснащивается, разветвляется.
Еще никогда так не обновлялся подвижный состав трамвая и троллейбуса. В управление поступило 68 вагонов и 34 троллейбуса. 4 августа открыто трамвайное депо №3 на ул. Войцеховича. Введен в эксплуатацию трамвайный маршрут №17.
Открыто движение троллейбусов по новому автодорожному мосту.
Сдано в эксплуатацию общежитие на пр. К. Маркса.
За 10 месяцев план пассажироперевозок выполнен на 101,5%. Перевыполнены плановые задачи и по другим показателям.
Троллейбусному депо присвоено звание: “Предприятие высокой культуры производства”.
1968
У днепропетровских трамваев и троллейбусов появилась, так сказать, младшая сестра – подвесная канатная дорога. Она сразу полюбилась пассажирам.
В мае начались работы по реконструкции трамвайных путей на железнодорожном мосту. Впервые в стране была введена новая конструкция укладывания трамвайных рельсов в железобетонные лотки на резиновую подкладку. С помощью болта и прижимных планок они крепились к лотку, который потом заливался бетоном, заполнялся щебнем, брусчаткой и асфальтировался. Как показало время, конструкция оправдала себя.
Частично подлежали реконструкции трамвайные маршруты №3, 4, 7, 17. Вагоны маршрутов №6, 9 курсировали только на левобережье.
Первого июля при ДТТУ создано ремонтно-строительное управление.
Получено 76 трамваев, в том числе 56 КТМ-2 + КТП-2 и 20 чехословацких Татра-Т3, и 42 троллейбуса.
По итогам республиканского соревнования в IV квартале коллективу вручен переходящий Красный Флаг Министерства и республиканского комитета профсоюза.
1969
В трамвайных и троллейбусных депо, в службах управления настойчиво внедряется производственная эстетика, научная организация работы. Неузнаваемо изменился вид цехов и участков.
В текущем году коллектив получил большую трудовую победу. По итогам республиканского социалистического соревнования три квартала подряд ему присуждался переходящий Красный Флаг Совета Министров УССР и Укрпрофсовета.
Успешно несли электротранспортники трудовую вахту, посвященную 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Годовые производственные задачи выполнены 18 декабря.
Получено 42 трамвайных вагона и 23 троллейбусные машины, построены две тяговых подстанции и троллейбусный профилакторий в районе шинного завода. Протяженность троллейбусных маршрутов увеличилась на 15,2 километра. Открыт маршрут №9.
Сдано в эксплуатацию общежитие по ул. Буденного, 23.
1970
Растет и расширяется хозяйство городского электротранспорта. Получено 35 вагонов Татра-Т3, 20 вагонов КТМ-5М, 11 троллейбусов ЗИУ-5. Введен в действие трамвайный маршрут №14.
С целью увеличения провозной способности и сокращения затрат введена работа подвижного состава по системе многих единиц (СМЕ).
На конец года в управлении работали по СМЕ 31 поезд из вагонов типа Т3, 10 поездов из вагонов типа КТМ-5 и 10 старых троллейбусов “Киев-4”.
На всех тяговых подстанциях закончена замена ртутных выпрямителей на кремниевые. На контактной сети усилены питающие и всасывающие фидеры на площади Ленина, проспекте Кирова, Октябрьской площади, что значительно улучшило энергоснабжение в этих районах.
Коллектив признан победителем и занесен в областную Книгу трудовой славы Днепропетровщины.
1971
В текущем году управление пополнилось новым подвижным составом.
Получено 32 трамвайных вагона из Чехословакии и 21 троллейбус.
Сдан в эксплуатацию троллейбусный маршрут №10 протяженностью 9 километров.
Построены три тяговых подстанции, реконструированы трамвайные пути на ул. Рабочей.
На территории трамвайного депо №1 сооружены бытовой корпус и красный уголок на 320 мест.
Ежедневно на многочисленные улицы и проспекты областного центра выезжают 342 трамвая и 126 троллейбусов. За сутки они перевозят свыше 600 тысяч днепропетровцев и гостей города.
За настойчивый, неутомимый и многолетний труд большая группа работников управления награждена орденами и медалями Советского Союза.
1972
Сдано в эксплуатацию общежитие по ул. Войцеховича, 106,
Открыты Музей революционной, боевой и трудовой славы коллектива, библиотека с читальным залом.
В третьем депо сооружена столовая на 220 мест.
Получены 20 трамваев и 18 троллейбусов. Открыто троллейбусный маршрут №11.
1973
Трамвайный парк пополнился 27 вагонами типа Т3.
Открыт троллейбусный маршрут №12. Он связал центр города с жилым массивом Победа.
Троллейбусный маршрут №13 пролег от речного порта к жилому массиву Красный Камень.
В текущем году начата и закончена реконструкция проспекта Петровского. Большой объем работ был выполнен по разборке и укладке новых трамвайных путей.
На территории трамвайного депо №1 сооружено пятиэтажное здание для службы движения и управления.
1974
Сдан в эксплуатацию дом для малосемейных по ул. Войцеховича, 108.
Коллектив успешно справился с выполнением плана пассажироперевозок. Получено 15 трамвайных вагонов Татра-Т3 и 45 троллейбусных машин Шкода-9Тр.
Открыты троллейбусные маршруты №14, 15. Построены новые тяговые подстанции. Протяженность троллейбусных линий увеличилась на 12 километров.
По итогам работы в четвертом квартале коллектив вышел победителем в республиканском социалистическом соревновании. Ему присужден переходящий Красный Флаг Совета Министров УССР и Укрпрофсовета и первая денежная премия.
Коллектив также занесен на районную доску Почета.
Широкого размаха приобрело соревнование за звание “Лучший маршрут”, “Лучший водитель”.
1975
Открыт троллейбусный маршрут №16 от Октябрьской площади к жилому массиву Тополь. Протяженность маршрута 17,4 километра.
Введена в эксплуатацию тяговая подстанция № 24. На ней установлено оборудование Люберецкого электромеханического завода и Запорожского объединения “Преобразователь”.
В июне в Днепропетровске проходил первый республиканский конкурс профессионального мастерства молодых водителей троллейбуса.
За 1971 – 1975 годы 237 семей электротранспортников получили благоустроенные квартиры.
Реконструированы 5,4 километра трамвайных путей на маршрутах №1, 5, 12. Получено 12 трамваев, 30 троллейбусов.
1976
На маршрутах в основном эксплуатируется новый комфортабельный подвижный состав. Получено еще 18 вагонов типа КТМ-5М3, 10 вагонов типа Т3, 5 троллейбусов 9Тр.
Реконструировано и отремонтировано 12 километров трамвайных путей. Введены в производство 350 рацпредложений и 92 мероприятия по новой технике и научной организации работы.
Открыт новый троллейбусный маршрут от завода “Полимермаш” к жилому массиву Тополь.
Сдан в эксплуатацию дом для малосемейных по ул. Героев Сталинграда, 31.
Начато строительство троллейбусного депо №2. Закончено строительство первой очереди вагоноремонтного завода.
В сентябре на предприятии состоялся республиканский семинар работников городского электротранспорта по вопросам осмотра и ремонта новых видов подвижного состава.
1977
Принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об установлении ежегодного праздника – Дня работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения”. Его отмечают в третье воскресенье марта.
В коллективе широко развернулось соревнование “За маршрут образцового транспортного обслуживания”.
Коллектив второго трамвайного депо выступал с инициативой соревноваться под девизом: “Каждому поезду – отличную подготовку к работе на линии, в каждом поезде – высокая культура обслуживания”.
На территории первого трамвайного депо установлен бюст Героя Советского Союза, бывшего электрика депо Андрея Васильевича Чиркова, а также памятный знак трамвайщикам, которые погибли в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Приобретено 15 трамвайных вагонов КТМ-5М3.
Продолжалось строительство троллейбусного депо №2.
1978
На предприятии внедряются мероприятия, направленные на усовершенствование организации технологии ремонта, обслуживания подвижного состава и улучшения контроля за регулярностью движения.
На первом трамвайном маршруте с помощью электронно-вычислительной машины установлен контроль за движением. Сделан расчет всех технико-экономических и эксплуатационных показателей; автоматизация корректирования интервалов движения трамваев в зависимости от их фактического количества на линии. Закончена автоматизация стрелочных переводов.
Получено 10 вагонов типа КТМ-5МЗ, 20 вагонов типа Т3, 25 троллейбусов ЗИУ-682, два технических троллейбуса КТГ.
Капитально отремонтировано 8,7 километра трамвайных путей.
1979
Введены в действие подстанции на ул. Казакова, Набережной, на жилом массиве Тополь. Капитально отремонтированы 25 километров контактной сети. Продлены троллейбусные маршруты №11, 16.
За год получены 20 трамвайных вагонов типа Т3, 10 вагонов типа КТМ-5МЗ, 20 троллейбусов ЗИУ-682 и два технических троллейбуса КТГ.
36 промышленных предприятий города предоставляют электротранспортникам конкретную помощь в изготовлении запасных частей к подвижному составу. На ВРЗ изготовлен поливочно-моечный вагон.
С апреля водители освобождены от продажи абонементных талонов.
Коллектив первого трамвайного маршрута выборол звание “Маршрут образцового транспортного обслуживания”.
1980
20 июля стало в строй троллейбусное депо №2 на ул. Героев Сталинграда.
Проведена реконструкция боксов в трамвайном депо №1. Сооружен производственно-бытовой корпус в трамвайном депо №2, диспетчерский пункт по ул. Тельмана, тяговые подстанции № 21, 22, 27.
В коллективе широкий размах приобрело социалистическое соревнование под девизом: “Днепропетровску – образцовый электротранспорт”.
Получено 30 трамваев, из них 20 Т3 и 10 КТМ-5М3, 70 троллейбусов ЗИУ-682. Открыто троллейбусное сообщение от Октябрьской площади к цеху КГШ.
На балансе предприятия насчитывается 477 трамвайных вагонов и 310 троллейбусных машин. Длина трамвайных линий составляет 157,6 километра, троллейбусных – 166,2 километра.
1981
Открыт троллейбусный маршрут №14а, протяженностью 3,6 километра от цеха “Ш” завода К. Либкнехта к пр. им. газеты “Правда”. Троллейбусный маршрут №17 соединил центр города с жилым массивом Клочко-6, Его протяженность – 17,9 километра.
Установлена прямая транзитная связь между центральным диспетчером и восьмью диспетчерскими пунктами по трамваю и шестью – по троллейбусу.
Построен дом для малосемейных по ул. Войцеховича, 112.
Получены 14 квартир в кооперативных домах, 25 трамвайных вагонов (15 Т3 и 10 КТМ-5М3) и 8 троллейбусов ЗИУ-682.
В коллективе работают 5072 человека. Средний возраст работающих – 34 года. Среднемесячная заработная плата составляет 157 рублей.
1982
Введены в действие тяговые подстанции №28, 29, 30.
Проведена реконструкция трамвайных путей по проспекту Свободы.
Обобщен и распространен опыт работы коллектива первого трамвайного маршрута по культуре обслуживания пассажиров.
По туристическим путевкам одна группа электротранспортников побывала на Кубе, другая – посетила страны Юго-Восточной Азии.
Получено 20 вагонов типа Т3 и 10 вагонов типа КТМ-5М3, 21 пассажирский и 2 технических троллейбуса. На новопостроенном Кайдакском мосту проложены трамвайные пути (впрочем, трамвайное движение по нему откроется только через 14 лет).
1983
Парк подвижного состава пополнился 35 вагонами (20 Т3 и 15 КТМ-5М3) и 11 троллейбусными машинами ЗИУ-682.
Проведена реконструкция тяговой подстанции №3, на телеуправление переведена подстанция № 30. В производство введены 518 рационализаторских предложений.
Сверх плана перевезено 8,2 миллиона пассажиров.
В Днепропетровске состоялся пятый республиканский конкурс профессионального мастерства молодых водителей трамвая.
В троллейбусном депо №1 сооружена теплица, организован передвижной пункт питания.
21 февраля автохозяйство реорганизовано в коммунальное автотранспортное предприятие 0422.
1984
В детском оздоровительном лагере сооружен двухэтажный спальный корпус. В троллейбусном депо №1 открыто столовую. На базе отдыха, в селе Новоселовка, построены четыре двухэтажных корпуса. В трамвайном депо №3 возведено двухэтажное помещение для цеха эксплуатации и выпускного диспетчера.
Ведется строительство тяговых подстанций на ул. Победы и Краснозаводской. На инвентаре – 456 вагонов, в том числе 14 снегоочистителей, 8 учебных, 14 грузовых, 2 инкассаторских, 2 поливочных, вагон-лаборатория, рельсошлифовальный вагон, вагон для балансирования колеи щебнем (хоппер-дозатор) и 297 троллейбусов, в том числе 2 учебных, 5 грузовых, 3 инкассаторских, 5 техпомощи и буфет-троллейбус.
За год получено 24 трамвая (15 Т3 и 9 КТМ-5М3) и 17 троллейбусов ЗИУ-682.
1985
Смонтированы и сданы в эксплуатацию тяговые подстанции №31, 32, 33.
Получено 35 трамваев (30 Т3 и 5 КТМ-5М3) и 20 троллейбусов ЗИУ-682.
Проведена реконструкция профилактория в трамвайном депо №1.
Капитально отремонтированы 5,6 километра трамвайных путей.
Сооружен диспетчерский пункт в троллейбусном депо №2 и помещение станции №16. Открыт Евпаторийский путепровод.
Среднемесячная зарплата у рабочих – 170 рублей, у инженерно-технических работников – 127 рублей, у служащих – 89 рублей.
1986
Большая группа электротранспортников награждена орденами и медалями за успехи, достигнутые в выполнении плановых задач одиннадцатой пятилетки.
За предшествующие пять лет городская власть выделила электротранспортникам 117 квартир.
Предприятие имеет в своем распоряжении 503 однокомнатные квартиры, 314 комнат в семейных общежитиях, четыре общежития для неженатых. В очереди на получение жилья стоят 614 семей, которые проживают в домах для малосемейных и в семейных общежитиях.
В июне на улице Войцеховича состоялся праздник электротранспортников “День управления”. С успехом прошла традиционная пожилая спартакиада. Коллектив вышел победителем в республиканском социалистическом соревновании.
Получено 30 трамваев (10 Т3 и 20 КТМ-5М3) и 16 троллейбусов ЗИУ-682.
1987
Годовой план перевозки пассажиров выполнен 16 ноября, сверх плана перевезен около 25 миллионов пассажиров.
Переведены на телеуправление тяговые подстанции №17, 18, 19. Получено 42 трамвая (20 Т3 и 22 КТМ-5М3), 18 пассажирских троллейбусов ЗИУ-682 и 2 технических. Выведены из пассажирской эксплуатации троллейбусы ЗИУ-5.
Коллектив торжественно отметил 90-летие днепропетровского трамвая. Большой праздник состоялся на агитплощадке по ул. Войцеховича, 108.
1988
Ритмически работали трамвайные и троллейбусные депо, служба пути, электрохозяйство. Развивалась производственная база, внедрялась новая техника. Получено 13 вагонов КТМ-5 и 19 троллейбусов ЗИУ-682, а также вихревой снегоочиститель ВТК-24 (на базе КТМ-5М3) и два технических троллейбуса.
Капитально отремонтировано 10 километров трамвайных путей, переведены на телеуправление тяговые подстанции №15, 20, 29, 32.
В троллейбусном депо №2 оборудован центр “Здоровье”.
1989
В детском оздоровительном комплексе за полгода построена и сдаа в эксплуатацию столовая на 500 мест.
Открыто продовольственный магазин по ул. Войцеховича, 112.
Приобретена станция механизации, экскаватор на базе трактора, навесное грейдерное оснащение, погрузчик, грузовой троллейбус, рельсотранспортер. Внедрение новой техники дало возможность капитально отремонтировать 16,6 км путей.
Получены 10 пассажирских трамваев КТМ-5А и 3 служебных, 20 пассажирских троллейбусов ЗИУ-682 и 5 технических.
1990
Заметно снижается жизненный уровень электротранспортников.
Администрация много внимания уделяет социальным вопросам, обеспечению трудящихся жильем, продуктами питания, промышленными товарами.
Сравнительно низкая заработная плата и высокие цены порождают коллективные трудовые споры.
Электротранспортники выдвинули пакет требований к городскому Совету народных депутатов, в котором помещались вопрос улучшения условий работы, повышение заработной платы.
Открыт троллейбусный маршрут №18.
Сдан в эксплуатацию жилой дом по ул. Калиновой, 1.
Получены 10 трамваев КТМ-5А и 20 троллейбусов ЗИУ-682.
1991
Администрация вместе с городским Советом народных депутатов уделяет внимание социальной защите электротранспортников. Заработная плата выросла вдвое. Тарифная ставка водителя троллейбуса за год выросла с 1 руб. 50 коп. до 3 руб., водителя трамвая – с 94 коп. до 2 руб. 50 коп.
Всем работающим предоставляется денежная компенсация на рост цен в столовых. Водителям выдаются бесплатно завтраки. 109 водителям выплачивается льготная пенсия по 132 рубля.
Получено 54 троллейбуса ЗИУ-682, 8 сочлененных троллейбусов ЗИУ-683, 23 вагона КТМ-5А, 1 вагон КТМ-8. Открыт троллейбусный маршрут №19.
1992
“Либерализация цен”, проведенная Правительством Украины, бросила коллектив на край бездны.
С учетом инфляции повышены ставки и должностные оклады. Если в начале года заработная плата водителя трамвая составляла 1170 крб., то в конце года она составляла 14840 крб. У троллейбусников соответственно она выросла с 1320 крб. до 19320 крб., у монтеров пути – с 1050 крб. до 10120 крб.
В феврале организован комбинат общественного питания.
31 января на испытания вышли первые троллейбусы Южмаша.
Открыто троллейбусные маршруты №20, 21.
Трамвайно-троллейбусное управление переименовано в Днепропетровское государственное городское коммунальное эксплуатационное предприятие “Днепрогорэлектротранс”.
За год получены 16 троллейбусов ЗИУ-682, 6 сочлененных троллейбусов ЗИУ-683 и 20 ЮМЗ-Т1.
1993
Решением сессии городского Совета в виде эксперимента 3 апреля установлен бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах.
Продолжалось переоборудование общежития по ул. Буденного под квартиры. Велось строительство жилых домов по ул. Щербины.
Сдан в эксплуатацию дом для малосемейных по Набережной Победы. Получены 2 служебных трамвая и 25 пассажирских троллейбусов (10 ЗИУ-682 и 15 ЮМЗ-Т1).
1994
В декабре решением сессии городского Совета в трамваях и троллейбусах снова установлен платный проезд. Для обилечивания пассажиров на работу принято свыше 600 кондукторов. Стоимость проезда сначала составляла 1000 крб., однако впоследствии неоднократно повышалась.
На балансе предприятия насчитывалось 400 трамваев и 318 троллейбусов. На линию каждый день в среднем выходило 237 вагонов и 185 машин. Они курсировали на 15 трамвайных и на 24 троллейбусных маршрутах. Протяженность маршрутов трамвая составляла 158 километров, троллейбуса – 193 километра.
Ток на маршруты электротранспорта поступал с 36 тяговых подстанций. За год на движение трамваев и троллейбусов использовалось свыше 95 миллионов киловатт-часов электроэнергии.
За год получено 6 трамваев КТМ-8 и 16 троллейбусов (10 ЮМЗ-Т1 и 6 ЮМЗ-Т2). Из пассажирской эксплуатации были выведены троллейбусы Шкода-9Тр.
1995
1 июля на территории трамвайного депо №1 начала действовать мастерская по ремонту колесных пар, до конца года отремонтированы 360 колесных пар.
В троллейбусном депо №1 начаты работы по сооружению комплекса ежедневного обслуживания машин. Возведены стены, крыша, сделаны обзорные канавы, пол.
На маршруты города вышло 10 новых трамвайных вагонов типа КТМ-8М и 21 троллейбус Южмаша (8 ЮМЗ-Т1 и 13 ЮМЗ-Т2).
За год доходы от перевозок пассажиров составляли 302252 миллиона крб., поступление из бюджета – 3668687 миллионов крб. Если в начале года стоимость проезда составляла 1000 крб., то к концу года – уже 10000 крб.
В декабре средняя заработная плата водителей трамвая составляла 13586 тысяч крб., водителей троллейбуса – 15957 тысяч крб., путейщиков – 10878 тысяч крб., энергетиков – 9543 тысячи крб. У ремонтников подвижного состава со сдельно-премиальной системой оплаты работы заработная плата в декабре составляла 16691 тысячу крб., у рабочих с почасовой оплатой работы – 9646 тысяч крб.
1996
В начале года стоимость проезда повысилась до 20000 крб. В июле появились новые троллейбусные маршруты, которые работали в режиме маршрутного такси. Они были введены для повышения уровня финансового обеспечения предприятия, т.к. начались перебои с выплатами из городского бюджета компенсаций за перевозку пассажиров льготных категорий. Стоимость проезда в них составляла 40000 крб., против 20000 крб. в “обычных” троллейбусах. В режим маршрутных такси были переведены почти все более-менее новые троллейбусы. Однако этот эксперимент был воспринят негативно, и уже в 1997 году все троллейбусы снова вернулись в “обычный” режим.
Изменена конечная остановка троллейбусных маршрутов .№ 7, 14, 17, 18, 20 в центре. Машины поворачивают на ул. Коцюбинского, а не на ул. Плеханова, как было раньше.
Стал в строй комплекс ежедневного обслуживания машин в троллейбусном депо №1, проведен капитальный ремонт среднего бокса в трамвайном депо №1.
17 декабря открыт трамвайный маршрут № 18. Он пролег от ж/м Левобережный к электровозостроительному заводу.
За год получено 14 трамваев КТМ-8М и 6 трамваев Татра-Юг Т6Б5, выпущенных на Южмаше, а также 5 выпущенных там же троллейбусов ЮМЗ-Т2.
1997
В этом году торжественно отмечено 100-летие днепропетровского трамвая (в июне) и 50-летие днепропетровского троллейбуса (в ноябре). К первому юбилею были изготовлены два ретро-вагона, первый торжественный выезд которых состоялся 27 июня, в день открытия трамвайного движения. В дальнейшем эти трамвайчики использовались и используются в летнее время на 1-м маршруте как прогулочные.
На территории трамвайного депо №1 был установлен памятный знак жертвам сталинских репрессий, увековечивший имена директора трамвайного треста Д.Ф. Герасименко, начальника механического цеха Г.И. Климовича и их коллег, расстрелянных в 1938 году. Его освятили архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней и настоятель Преображенского собора Ярослав.
В феврале стоимость проезда в электротранспорте повысилась с 20 до 30 коп.
Открыт трамвайный маршрут №19 с ж/м Левобережный-3 до пл. Островского.
В текущем году в Днепропетровске проводился конкурс мастерства водителей троллейбусов.
В конце года получен один подарочный троллейбус ЮМЗ-Т2 (№2524), на бортах которого красовались поздравления с юбилеем троллейбусного движения от сотрудников Южмаша.
1998
В первом полугодии поступило 5 новых троллейбусов ЮМЗ-Т2.
В августе происходит обвал в экономике, наступает экономический кризис, который, естественно, не мог не повлиять на работу электротранспорта.
Кризис усугубляется тем, что как раз в этом году особенно активно начинают вводиться в эксплуатацию частные маршрутные такси. Были закуплены сотни микроавтобусов и выпущены на автобусные маршруты города. Сначала они практически полностью вытеснили с днепропетровских улиц автобусы большой вместимости, а затем взялись за переманивание к себе пассажиров с электротранспорта. Троллейбусы и трамваи медленно превращались в транспорт исключительно для “льготников” и малоимущих.
1999
Открыт троллейбусный маршрут №1 Октябрьская пл. – ул. Титова.
Впервые за два десятилетия город не получил ни одного нового троллейбуса, как впрочем и ни одного трамвая. Но не это было самым страшным – летом началась практика укорачивания, т.е. переделывания в одиночные, сочлененных троллейбусов ЮМЗ-Т1. Всего за текущий год подобным образом было переделано 11 троллейбусов.
Фактически ликвидировано трамвайное депо №1, которое располагалось неподалеку от вокзала. Теперь на его территории остались только управление, пункт отстоя для служебных вагонов, а в цехах – вагоноремонтные мастерские (ВРМ), в которых производился капитальный ремонт подвижного состава. Трамваи, находившиеся на его балансе, были переданы в два других депо. Часть территории закрытого депо начали использовать под автомобильную стоянку, а часть вообще продали под располагающийся рядом центральный рынок.
2000
Город снова не получает ни одного троллейбуса и ни одного трамвая. Продолжается укорачивание троллейбусов ЮМЗ-Т1. Маршрутные такси продолжают “наступать” на электротранспорт.
Модернизированы с установкой тиристорной системы управления и статических преобразователей 8 трамвайных вагонов Т3.
2001
Днепропетровск празднует свое 225-летие. В честь данного события поступают 4 новых троллейбуса ЮМЗ-Т2, которым присвоены номера 1530, 1531, 2532, 2533. Специально по заказу троллейбусы окрашены в нестандартные цвета, а на их бортах красуются подарочные надписи.
Была предпринята попытка организовать троллейбусный маршрут №2 Вокзал – Тополь-3, однако он не пользовался популярностью из-за длинных интервалов (подвижной состав специально для него ведь никто не приобретал). Маршрут просуществовал около полутора лет, после чего был отменен.
Стоимость проезда выросла сначала с 30 до 40 копеек, а затем – почти сразу же – до 50 копеек.
Трамвайное депо №2 переименовано в №4 – введена общая нумерация троллейбусных (1 и 2) и трамвайных (3 и 4) депо.
2002
В апреле приобретено 6 новых трамвайных вагонов Татра-Юг Т6Б5, выпущенных на Южмаше.
В связи с ремонтом Амурского моста троллейбусный маршрут №15 был временно укорочен до клуба завода Коминтерна, а №3 был реорганизован и ходил через Новый мост, а затем по пр. Карла Маркса до вокзала. Трамвайные маршруты №6 и №9 также работали в “укороченном” режиме. Для этого на Левый берег было заранее переправлено некоторое количество вагонов, для них на скорую руку была организована временная мастерская и стоянка. Но в 2002 году были отремонтированы только 2 секции моста.
Была также предпринята попытка организовать трамвайный маршрут №20 Левобережный-3 – Транспортный университет. На маршрут выходили 3 поезда КТМ-8М. Однако из-за нехватки подвижного состава маршрут пришлось закрыть.
2003
На Южмаше изготовлен опытный образец нового низкопольного троллейбуса ЮМЗ-Е186, который демонстрируется в Днепропетровске на выставке городского транспорта в день города, 12 сентября. Однако, по причине тяжелого финансового положения, о возможном приобретении этих машин в Днепропетровске не было и речи.
Тем временем намечается очередной кризис. Предприятие Днепрогорэлектротранс имеет крупные долги за электроэнергию, вызванные тем, что бесплатный проезд пассажиров льготных категорий практически не компенсировался из городского бюджета в течении нескольких лет. В октябре и ноябре дважды происходит отключение электротранспорта от подачи электричества. Однако кризис преодолевают, хоть и с использованием непопулярных мер, таких как сокращение выпусков трамваев и троллейбусов на маршруты. На некоторые маршруты вместо трамвайных поездов теперь выходят одиночные вагоны.
Но несмотря на все проблемы, приобретаются 8 подержанных модернизированных вагонов Татра-Т3Д из немецкого города Schwerin. В связи с этим начинается массовое списание трамваев КТМ-5.
Ликвидирован троллейбусный маршрут №8.
2004
Весной поступили еще 20 подержанных модернизированных вагонов Т3Д, однако на линию они смогли выйти только в ноябре месяце из-за проблем с растаможкой – их возраст был свыше 20 лет, а незадолго до их приобретения был принят закон, запрещающий ввозить в Украину транспорт старше 8 лет. После ввода этих вагонов в эксплуатацию взамен продолжается списание вагонов КТМ-5. 8 днепропетровских вагонов этой модели были проданы в Луганск.
Летом был полностью восстановлен и сдан в эксплуатацию Амурский мост. Трамвайные рельсы на нем были уложены в специальные плиты по “бесшумной” чешской технологии.
Неоднократно появлялась информация о возможном закрытии трамвайного маршрута №4, однако благодаря настойчивости жителей обслуживаемого им района, маршрут не был закрыт.
2005
Подвижной состав электротранспорта в очередной раз не пополнился ни одним трамваем и ни одним троллейбусом.
Летом производилась реконструкция ул. Карла Либкнехта, в рамках которой рельсы 4 маршрута были переложены в бетонные плиты по технологии бесшумной чешской “совмещенки”.
В августе в трамвайное депо №3 на испытания пришел новый Южмашевский трамвайный вагон Татра-Юг К1. Однако он так и остался испытательным – денег за него никто не платил.
Два трамвайных депо по документам объединены в одно, однако в действительности оба депо продолжают полноценно функционировать на своих территориях.
2006
Впервые за последние 5 лет закуплены новые троллейбусы – ЗИУ-682Г0М в количестве 6 штук.
В сентябре в трамвайное депо №3, опять же только на испытания, поступил новый сочлененный вагон Татра-Юг К8 производства Южмаша.
В этом году в Днепропетровске проходил очередной конкурс мастерства водителей трамвая – первое место на нем занял вагоновожатый из Днепропетровска.
2007
Отримано 4 нових тролейбуси ПМЗ-Т2. Під час реконструкції вул. Набережної ім. Леніна зачинено маршрут №13, що з’єднував центр та вокзал з ж/м Парус, Комунар, Червоний камінь.
2008
Отримано 3 нових тролейбуси ПМЗ-Т2 та 1 ПМЗ-Е186.01.
2009
Знято контактну мережу по вул. Дзержинського (колишній маршрут №4). Влітку, у зв’язку з ремонтом проїзджої частини на пр. Гагаріна, було тимчасово відновлено маршрут №8 у вигляді “з-д Металовиробів – пр. Пушкіна”. Після завершення експерименту, маршрут було вирішено залишити постійним.
2010
З 1 жовтня відновлено маршрут №4 у вигляді “Жовтнева площа – з-д ім. Петровського”. Спочатку планувалось вкоротити маршрут до вул. Канатної, але потім було вирішено таки подовжити до заводу і станції метро “Металургів”.
2011
Отримано 48 трамвайних вагонів, що раніше працювали у Німеччині в м. Дрезден і Магдебург. Після переобладнання вони працюють на маршрутах 1, 11, 15. Відновлено трамвайні маршрути №7 та №14, тролейбусне кільце “Б”. У вересні на базі депо №1 проведено Всеукраїнський конкурс професійного майстерства водіїв тролейбуса. Перші два місця посіли водїї з Дніпропетровська.
2012
У квітні трамвайний маршрут №12 подовжено до пл. Островського. Це дозволило мешканцям вул. Героїв Сталінграду дістатися до вокзалу, центрального ринку швидше та без пересадок. Тоді ж скасовано маршрут №4 як дублюючий. Проте, влітку за клопотанням мешканців маршрут відновлено з випуском у 2 графіки.
2013
Отримано 30 трамвайних вагонів з Берліна. Після переобладнання вони вийшли на маршрут №1, “витіснівши” звідти вагони на маршрути 5, 11, 15. На трамвайних маршрутах №4, 12, 16 вводиться електронна система оплати проїзду, прибираються кондуктори.
2015
У січні отримано новий тролейбус Дніпро-Т103. 1 жовтня відкрито нову тролейбусну гілку, що поєднує маршрути №19 та 16 по вул. Запорізьке шосе. По ній ходить маршрут №19, який тепер зі свого старог тупіка прямує до тупіка 16-го маршруту і далі через вул. Панікахи повз Січ виходить на вул. Запорізьке шосе. У кінці року отримано 10 нових тролейбусів Дніпро-Т103.
Станом на 01.02.2016 р. на балансі міського комунального підприємства «Дніпропетровський електротранспорт» знаходяться:
- Пасажирські трамвайні вагони: 2. Службові трамвайні вагони:
|
100 од. |
|
14 од. | |
|
8 од. |
|
7 од. | |
|
12 од. |
|
1 од. | |
|
26 од. |
|
1 од. | |
|
10 од. |
|
2 од. | |
|
29 од. |
|
2 од. | |
|
9 од. |
|
2 од. | |
|
30 од. |
|
2 од. | |
|
9 од. | |||
|
27 од. | |||
ВСЬОГО: | 260 од. | ВСЬОГО: | 33 од. |
- Пасажирські тролейбусні машини: 4. Службові тролейбусні машини:
|
25 од. |
|
4 од. | |
|
4 од. | |||
|
41 од. | |||
|
47 од. | |||
|
7 од. | |||
|
11 од. | ВСЬОГО: | 4 од. | |
ВСЬОГО: | 135 од. |
Протягом 2015 р. отримано 11 нових тролейбусів:
№п/п | Тип рухомого складу | Модель | Рік випуску | Інвентарні номери | Підстава |
1 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 2542 | Наказ № 191від 23.01.2015р |
2 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 2543 | Наказ №1191 від 19.10.2015р |
3 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 2544 | |
4 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 2545 | Наказ № 1215 від 09.11.2015 |
5 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 2546 | Наказ № 1220 від 12.11.2015 |
6 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 2547 | Наказ № 1258 від 01.12.2015 |
7 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 1548 | Наказ № 1201 від 29.10.2015 |
8 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 1549 | Наказ № 1211 від 03.11.2015 |
9 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 1550 | Наказ № 1240 від 19.11.2015 |
10 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 1551 | Наказ № 1262 від 03.12.2015 |
11 | «Дніпро» | Т-103 | 2015 | 1552 | Наказ № 1248 від 26.11.2015 |